Гайд по подбору резины
Правильно снаряженные колеса для автомобиля не менее важны чем правильно подобранная обувь для человека как нет ничего хуже чем оказаться на улице в сырую погоду в промокающей обуви, так и мало приятного и даже не безопасно в поездке оказаться с летней резиной на обледенелой дороге. Для того. чтобы выбор был удачным необходимо дать точные ответы на несколько вопросов, разберем их по порядку:
Вопрос 1. Размер шины?
Для начала необходимо установить допустимые параметры шин Вашего авто, они должны быть в инструкции по эксплуатации автомобиля. Помимо этого необходимо учитывать совместимость покрышки с дисками Вашего авто с помощью таблицы совместимости.
Маркировка любой шины выглядит следующим образом:
- Ширина: ширина покрышки в миллиметрах
- Высота: высота профиля (профиль) покрышки в процентах от ширины. Низкопрофильными считаются шины с профилем менее 55%: помимо отличного внешнего вида колес такой профиль дает, за счет большей жесткости, лучшее сцепление с дорогой в крутых поворотах, однако на плохой дороге повышенная жесткость значительно снизит комфорт от езды.
- Диаметр: буква указывает на тип конструкции (R - радиальная), цифра - на диаметр обода диска, в дюймах
- Индекс нагрузки: обозначает допустимую максимальную нагрузку на покрышку. Иногда указывается через знак "/" (например - 100/98), в этом случае первая цифра указывается для одиночного колеса, во втором - для сдвоенного (спарки). Для перевода индексов в килограммы воспользуйтесь таблицей в приложении
- Индекс скорости: максимальная допустимая скорость при разрешенной, по предыдущему индексу, нагрузке на шину. Для расшифровки воспользуйтесь таблицей в приложении
Вопрос 2. Сезонность шины?
Данный вопрос принципиален в виду того, что разная по сезону "резина" принципиально отличается по своим характеристикам и поведению на дороге, к тому же данный выбор регламентируется законодательством. Рассмотрим особенности всех видов сезонности покрышек:
- Летние шины. Имеют специальный состав резиновой смеси, обеспечивающий хорошее сцепление при любой погоде и теплых условиях. В отличие от зимних, такие покрышки меньше шумят во время движения и меньше влияют на расход топлива автомобиля. Имеет плавный, неглубокий рисунок протектора и, соответственно, большее пятно контакта с дорогой. Характеристики резиновой смеси применяемой в данном типе покрышек не рассчитаны на использование при температуре ниже 7 градусов тепла - резина твердеет и намного хуже "цепляется" за дорогу. С декабря по февраль езда на такой резине запрещена согласно техническому регламенту ТР ТС 018/2011 "О безопасности колесных транспортных средств".
- Зимние шины. Предназначены для эксплуатации в холодных условиях, ниже 7 градусов тепла. В составе резиновой смеси содержат больше натуральных материалов, что значительно снижает температурный порог потери мягкости, а значит и сцепления с дорогой. Разделяются на шипованные и нешипованные:

- Шипованные зимние шины. Ощетинившаяся металлическими вставками шина держит сцепление даже если дорога полностью покрыта льдом. Не рекомендуется ездить на такой резине по голому асфальту: можно быстро растерять шипы, особенно при торможении, к тому же повреждается дорожное покрытие. Запрещены к применению в летние месяцы согласно нормативным документам. По понятным причинам, очень популярны в у нас и в скандинавских странах, в Европе же, напротив - гораздо большую популярность имеют нешипованные зимние шины.

- Нешипованные зимние шины. В просторечии - "липучки". Такое название данный вид покрышек получил за многочисленные ламели (мелкие поперечные борозды) на протекторе, при помощи которых коэффициент трения с дорогой серьезно увеличивается, плюс резина, как правило, мягче, что позволяет шине как бы "прилипать" к дороге. Преимуществом этого типа зимних покрышек является их тишина и не страдающее дорожное покрытие, однако на ледяной дороге такие покрышки сильно проигрывают своим шипованным собратьям, что потребует куда более внимательного и аккуратного вождения.

- Всесезонные шины. Совмещают в себе преимущества как летних так и зимних покрышек: тише и эффективнее по расходу топлива чем зимние и более цепкие на обледенелых, заснеженных трассах чем летние. При этом важно понимать, что попытка угнаться за двумя зайцами неизбежно приводит к компромиссам - данный тип "резины" серьезно уступает зимним покрышкам в управляемости на зимних дорогах большей части нашей страны. Согласно букве российского закона, с декабря по февраль такой тип шин допустим к использованию только при наличии маркировки с буквами M и S (M&S, M+S, M S), что расшифровывается как Mud and Snow - грязь и снег.
Вопрос 3. Бюджет?
- Премиум-сегмент. Такие бренды как Michelin, Pirelli, Continental, Bridgestone, GoodyYear, Nokian и дорогие модели Dunlop. Здесь все понятно - отличное качество материала покрышки, прогрессивные технологии и гарантированное соответствие заявленных характеристик реальным показателям. Такие шины без проблем пройдут 25-30 тысяч километров без потери в характеристиках.
- Средний сегмент. Самый популярный. Здесь представлены такие марки как Yokohama, Kumho, Nexen, Firestone, Maxxis, Roadstone, бюджетные модели Dunlop. Баланс цены-качества - вот как можно описать эту группу. Совет тут один: смотрите отзывы других автовладельцев на конкретные модели производителей в данном сегменте - среди них есть как более так и менее удачные. Такая "резина" обычно ходит 15-20 тысяч километров в зависимости от условий эксплуатации.
- Бюджетный сегмент. Сюда входят Кама, Amtel, Cordiant, Белшина и другие российские и китайские бренды. Подходят для нетребовательных, экономных водителей. Обычно производители экономят на материале - здесь он не столь качественный и долговечный, кое-кто годами не обновляет модельный ряд. Опять же - необходимо учитывать отзывы владельцев, чтобы подобрать наиболее удачный вариант. Долговечность таких покрышек можно примерно оценить в 10-15 тысяч километров без критичного ухудшения эксплуатационных характеристик.
Приложение - таблица перевода индексов скорости и нагрузки
Индекс скорости |
Макс. допустимая скорость, км/ч |
Индекс нагрузки |
Нагрузка на одно колесо, кг |
Индекс нагрузки |
Нагрузка на одно колесо, кг |
Индекс нагрузки |
Нагрузка на одно колесо, кг |
Индекс нагрузки |
Нагрузка на одно колесо, кг |
J |
100 |
62 |
265 |
78 | 425 |
94 |
670 |
110 |
1060 |
K |
110 |
63 |
272 |
79 | 437 |
95 |
690 |
111 |
1090 |
L |
120 | 64 |
280 |
80 |
450 |
96 |
710 |
112 |
1120 |
M |
130 | 65 |
290 |
81 | 462 |
97 |
730 |
113 |
1150 |
N |
140 | 66 |
300 |
82 |
475 |
98 |
750 |
114 |
1180 |
P |
150 | 67 |
307 |
83 |
487 |
99 |
775 |
115 |
1215 |
Q |
160 | 68 |
315 |
84 |
500 |
100 |
800 |
116 |
1250 |
R |
170 | 69 |
325 |
85 |
515 |
101 |
825 |
117 |
1285 |
S |
180 | 70 |
335 |
86 |
530 |
102 |
850 |
118 |
1320 |
T |
190 | 71 |
345 |
87 |
545 |
103 |
875 |
119 |
1360 |
H |
210 |
72 |
355 |
88 |
560 |
104 |
900 |
120 |
1400 |
V |
240 | 73 |
365 |
89 |
580 |
105 |
925 |
121 |
1450 |
W |
270 | 74 |
375 |
90 |
600 |
106 |
950 |
122 |
1500 |
Y |
300 | 75 |
387 |
91 |
615 |
107 |
975 |
123 |
1550 |
VR |
210 | 76 |
400 |
92 |
630 |
108 |
1000 |
124 |
1600 |
ZR |
240 | 77 |
412 |
93 |
650 |
109 |
1030 |
125 |
1650 |